В последней четвертой части сборника сгруппированы обзоры и документы, произраставшие на животворных соках Древневосточной духовности и направленные на осмысление специфических особенностей мироощущения, места и задач Человека в последних десятилетиях II тысячелетия от Р. Х.
* * *
Одно из дискуссионных субъективных мнений:
«А теперь запомните:
Все доброе действует открыто,
Все злое непременно хитрит,
Трусливо прикрываясь иллюзиями, масками, грёзами...»
[Клайд Бидл Сизрайт]
За прожитую жизнь постепенно, по крохам, приходили, возникали и накапливались слова, фразы, тексты и мысли, которые разительно отличались от всего остального виденного и слышанного своей сокровенной мощью, чистотой, искренностью и истинностью. Такое появлялось вкрапленным в книги, подаренные друзьями, как благословенно найденные ими лучезарные откровения, приходило и в случайно сохранившихся рукописях знакомых, малознакомых и даже вовсе незнакомых людей. Это приходило и в редких мыслях и звуках, в ландшафтах и световых бликах, в порывах ветра и накрывающих холодных дождях или снежных лавинах, и ещё во многом и многом другом.

Подобные благодатные находки вызывающе контрастировали с оглушительными потоками массовой мерзости и дебилизма, временами невыносимо усиливающейся амплитуды, частоты и торжественности, захватывающих все больше и больше пространств, людей, стран и времен. Однако такое происходило во все известные эпохи, и нынешняя вряд ли существенно отличается по своей особенной новизне или изобретательности.

Уникальность современной эпохи несколько в другом. До этого вспышки социального маразма[мед.: старческая атрофия] были локализованы одной деревней, местностью, социальной прослойкой или сектой, варились сами в себе до своего естественного исчерпания и были практически незаметны как для других маразмов, так для всегда редких немаразмов. В настоящее же прогрессивное время, благодаря массовым коммуникациям и средствам почти моментальной и неограниченной передачи информации, маразм благодатно разливается по просторам планеты и затопляет своей многотонной толщей самые потаенные уголки, синхронизируя свою деятельность и навязывая повсеместно свое миросозерцание, убедительно этим доказывая, что кроме маразма ничего в мире нет и быть не может.

При желании можно было бы предположить, что создание этого сборника, содержимое которого несколько противоречит основной маразматической доктрине, является неким отчаянным рыцарским вызовом Маразму, или же вызвано желанием помочь хоть кому-то, кто отчаянно и мучительно бьется в одиночестве в Его сетях (дать точку опоры, что ли), или хотя бы напоследок злорадно подлить ложку дегтя в бочку меда Его окончательного торжества. Возможно, в этом что-то и есть, но, как показывает практика, помочь человеку неожиданными благословенными дарами можно только на очень короткое время, если он сам с ранних лет не практикует личную стойкость ежедневно и непоколебимо.

С другой стороны, никакие кем-то когда-то найденные таинственные рецепты и сверхэффективные техники никогда и никого не могут приблизить ни на йоту к решению персональной жизненной Задачи, поскольку каждая персональная Задача субстанциально уникальна и требует нахождения уникальных же путей решения. Единственным полезным чужим опытом может являться только простое свидетельство о возможности нахождения пути решения и усилиях, для этого потребных. Так повелел Господь и Творец.

Поэтому более вероятно, что данная публикация вызвана просто алчным стремлением расплатиться с долгами. Ведь все найденные редкости, накопленные и столь долго и бережно сохраняемые, приходится все время таскать за собой, а это создает обременительную напряженность и скованность. Когда же сполна поделишься всеми этими собранными мыслями, словами и афоризмами потенциально со всеми и каждым, то получаешь возможность на законном основании провозгласить, что, наконец-то, ничего не знаешь и сказать, собственно, больше и нечего. А это уже само по себе обещает некую, еще неизведанную свободу.